При
нормальном речевом развитии дети уже к пяти годам способны свободно
пользоваться различными конструкциями сложных предложений, имеют
достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и
словоизменения. Но у многих детей все эти знания существуют в пассивной
форме.
Одни школьники мало читают, поэтому их словарный запас
крайне скуден. Другие необщительны, и их речевые навыки редко
используются. Третьи слишком активны и буквально захлебываются словами,
не договаривая фразы до конца. Но общей проблемой всех этих ребят
является частое использование местоимений и междометий, слов-паразитов
– таких, как «значит», «это», «как бы» – и замена слов жестами.
Испытывая трудности в выражении своих мыслей, дети начинают подражать
сверстникам, в результате чего усваивают не самые лучшие образцы
лексики.
Существуют возрастные особенности недоразвития речи. У
младших школьников обычно не хватает словарного запаса, они могут
употреблять слова в неправильном значении и говорить простыми
предложениями. Из-за этого пересказ текста может быть неполным и
несвязным.
Дети постарше настолько привыкают использовать сленг в
разговорной речи, что им сложно литературно выражать свои мысли в
сочинении. Не удивительно, что в их творчестве встречаются подобные
«перлы»: «Отплыв от берега, ноги запутались в тине» или «Отелло
рассвирепело и задушило Дездемону». У старших школьников также вызывает
затруднение выделение общего смысла художественного произведения и
описание характеров главных героев.
Развитие активной речи педагоги, логопеды
и нейропсихологи предлагают вести одновременно в нескольких
направлениях, которые включают обогащение словарного запаса, обучение
последовательному пересказу и самостоятельному составлению рассказов,
активизацию ассоциативных связей между словами.
Называем вещи своими именами
Дети часто путают похожие по смыслу слова: например, перчатки называют
варежками, блюдца – тарелками и т.д. Чтобы ребенок увидел различия,
можно предложить ему нарисовать
близкие понятия и проанализировать те детали, которые характеризуют
каждое из них. Затем попросите ребенка дополнить сделанные вами
идентичные заготовки. Например, пусть он пририсует манжеты к варежке и
к перчатке. Опора на зрительный анализатор позволит ребенку наглядно
представить и лучше запомнить эти слова.
Для расширения словарного запаса можно использовать и другое
упражнение, в котором также используются зрительные «подсказки».
Составьте и напишите рассказ, где вместо существительных будут
нарисованы небольшие картинки, и попросите ребенка прочесть его. Детям
среднего школьного возраста понравятся задания, в которых нужно
угадывать слова, опираясь на эрудицию. Например: «Найди слово, которым
называют рыбу и наклонную поверхность» (Ответ: скат). Или: «Как можно
одинаково назвать магазин и скамейку?» (Ответ: лавка).
Устанавливаем связи между словами
Этот вид упражнений позволяет ускорить воспроизведение слов ребенком и
превратить его пассивный словарь в активный. Школьнику предлагается
игра в слова, правила которой постепенно усложняются. В начале ребенок
должен в ответ на произнесенное взрослым слово называть любое
существительное, прилагательное или другую часть речи, которая придет
ему в голову. Например, «стол» может вызвать следующие
слова-ассоциации: «кухня», «круглый», «качается», «деревянный» и т.д.
Затем ребенку предлагается отвечать только существительными в
единственном числе. Это же упражнение следует выполнить отдельно с
прилагательными, глаголами, а также словами, которые будут вызывать
вкусовые или цветовые ассоциации. Например, можно попросить ребенка
называть только сладости или предметы красного цвета. Детям младшего
возраста для развития и укрепления ассоциативных связей полезно
загадывать загадки: «Кто в лесу зимой холодной бродит серый, злой,
голодный?» Понимаем переносный смысл Мышление младших школьников
отличается конкретностью. Однако к 8–9 годам они уже должны уметь
улавливать скрытые мысли автора текста, которые не вытекают
непосредственно из написанных слов. Не обладая этим навыком, дети и в
своей собственной речи допускают излишнюю детализацию, не выделяя
главного. Прекрасной моделью для тренировки понимания переносного
смысла высказываний являются пословицы и поговорки. Самая простая игра
состоит в том, что вы говорите ребенку пословицу, а потом даете список
из четырех других, в котором он должен выбрать близкую по смыслу.
Например: «Какой из вариантов отражает ту же мысль, что заключена в поговорке "На безрыбье и рак – рыба"?» а) «Не сразу Москва строилась»; б) «Взялся за гуж – не говори, что не дюж»; в) «Промеж слепых и кривой вожак»; г) «Аппетит приходит во время еды».
Затем можно усложнить задание и предложить ребенку самостоятельно
объяснять смысл пословиц и поговорок. Не менее полезно учить детей
давать самостоятельные определения понятий. Пусть это будут хорошо
знакомые слова, такие как «стол», «бутерброд», «солнце». Этот тип
заданий также учит ребенка связно и обобщенно выражать свои мысли.
Видим причинно-следственные связи
Рассуждения детей могут выглядеть нелогичными или даже абсурдными из-за
того, что они неправильно выражают причинно-следственные связи между
событиями. Слова не существуют изолированно друг от друга, и в русском
языке можно найти устойчивые грамматические сочетания, предопределяющие
смысл всего высказывания. Обсудите с ребенком особенности тех языковых
конструкций, которые он употребляет неверно.
Например, если сказано словосочетание «для того», значит, вскоре обязательно должно появиться «чтобы». Составьте
несколько предложений, в которых пропущены части устойчивых
конструкций, например: «Как вчера, … сегодня стоит теплая погода»
(пропущено «так и»). Ребенок должен вставить недостающие слова.
Читаем и пересказываем
Пересказ текстов – задание, которое сопровождает ребенка в течение
всего школьного обучения. В младших классах это устное изложение
услышанного или прочитанного, в старших – письменное.
Наиболее распространенными недостатками пересказа являются запоминание
начала и конца текста с «потерей» середины или подробное изложение
первых предложений и поверхностное упоминание об основном содержании
произведения. Сделать пересказ более равномерным поможет составление
плана. Для начала стоит попросить ребенка озаглавить каждый абзац и
затем использовать заголовки в виде опорных предложений. Затем можно
придумывать названия для более крупных частей текста. Чтобы сделать
задание более увлекательным, предложите ребенку пересказать его любимые
произведения: «Гарри Поттер», «Артур и минипуты» и т.д.
Младшим школьникам при пересказе текста помогают картинки. Возьмите любую богато иллюстрированную детскую книжку с хорошо известной сказкой и, листая страницы, попросите ребенка составить по рисункам рассказ.
Избавляемся от «слов-паразитов»
Договоритесь с ребенком о системе штрафов и поощрений за употребление
и, соответственно, пропуск его любимых «как бы», «ну», «значит» и т.д.
Допустим, можно начислять очки, которые в конце дня будут обмениваться
на конфеты. Также предложите ребенку замену «слов-паразитов». Вместо их
употребления можно просто сделать паузу, потеребить ремешок часов или
посмотреть на собеседника.
Однако все эти упражнения не
принесут должного эффекта, если родители не будут регулярно обсуждать с
ребенком события, произошедшие в течение дня, прочитанные
книги и просмотренные фильмы. Чем больше школьник общается,
прислушиваясь к образцам правильной и красивой речи, тем лучше он
выражает свои мысли.
|