Каковы
рубежные моменты и как я узнаю, что мой ребенок достиг данного этапа? В
данном вопросе ориентиром, конечно, могут служить только сроки,
установленные для поступления в определенный класс начальной подготовки.
В чем заключается готовность к обучению в начальной школе?
Эксперты
говорят, что нет единичного фактора, который определяет, готов ли
ребенок к начальному образованию. Развитие ребенка должно оцениваться с
нескольких точек зрения. Определяющими является его способность мыслить
логически, четко выражать свои мысли, активно взаимодействовать с
другими детьми и взрослыми – все данные факторы крайне важны для
достижения успеха в школе. Физическое развитие ребенка также необходимо
принять в рассмотрение. На самом деле, минимальное количество
детей в равной степени успешно развиваются во всех данных направлениях.
Многие дети, которые успешно развиваются в умственном плане, отстают в
плане эмоционального развития, в то время как дети, которые отличаются
хорошими физическими данными, отстают в речевом развитии. Но
большинство педагогов начального образования признают, что развитие
мыслительных процессов наиболее важный показатель готовности к
начальному образованию. Другими словами, ваш ребенок может быть
психологически менее зрелым, чем его ровесники, отставать от других
детей в физическом и социальном развитии, но если его язык, мышление и восприятие сформированы на должном уровне, он будет успешно учиться в начальной школе.
Как я могу определить, готов ли мой ребенок к обучению?
Если
ваш ребенок посещает садик, побеседуйте с его воспитателем. Возможно, у
него есть достаточно четкое представление о его развитии и о том, как
отличаются его способности от способностей других детей того же
возраста. Если ваш ребенок еще не посещает детский сад или вы
хотите заручиться другим мнением, справьтесь у вашего педиатра. Он
поможет получить правильное представление о физическом развитии вашего
ребенка и сможет дать вам полезную информацию относительно того, готов
ли ваш ребенок к школе. Вы также можете поговорить с другими
членами вашей семьи и друзьями, которые хорошо знают вашего ребенка.
Обратите особое внимание на комментарии учителей, или тех, у кого есть
опыт работы с детьми в школах, вне зависимости от того, является ли
данное лицо штатным сотрудником детского образовательного учреждения
или добровольно принимает участие в работе детских организаций. Посещая
занятия подготовки в школе, в которую вы планируете отдать своего
ребенка, вы также можете получать необходимую информацию. Находясь в
классе, обратите внимание на то, как ведут себя другие дети, как они
играют друг с другом, какие навыки у них уже сформированы и представьте
себе вашего ребёнка сидящего на одном из стульев и принимающего участие
в жизни класса.
В конечном итоге, никто лучше вас не знает
вашего ребенка. Подумайте о том, как он себя ведет, как играет с
другими, и чем занят, когда находится один в своей комнате. Потом
задайте себе следующие вопросы: - Может ли мой ребенок
прислушиваться к указаниям и следовать им? Детям необходимы эти навыки
для успешной работы в классе, для общения с учителем и одноклассниками. - Может
ли он самостоятельно надеть пальто или сходить в туалет? Дети школьного
возраста должны быть самодостаточны в подобных бытовых вопросах. - Может
ли он рассказать наизусть алфавит или считать? Большинство учителей
начальной школы ожидают, что дети знакомы с алфавитом и счетом, по
крайней мере, на начальном уровне, хотя они и проходят данный материал
в рамках школьной программы. - Может ли ваш ребенок держать
карандаш? Резать ножницами? Ему нужны будут навыки мелкой моторики для
того, чтобы писать буквы и принимать участие в реализации различных
проектов. - Проявляет ли ваш ребенок интерес к чтению? Пытается
ли он построить рассказ по картинкам? Это признак того, что он готов к
обучению чтению. - Любопытен ли ваш ребенок, интересно ли ему
узнавать новое? Если любопытство вашего ребенка сильнее, чем его страх
перед неизвестным, он будет успешно учиться в школе. - Хорошо ли он ладит с другими детьми, делится ли своими вещами и умеет ли делать что-либо по очереди? - Умеет
ли он работать в коллективе? Способен ли он выносить на первый план
потребности других, достигать компромисса – ведь это также часть
эмоциональной компетенции.
Если вы ответили "да" на большую
часть данных вопросов, а на остальную их часть "иногда", ваш ребенок
готов к начальному образованию. Если нет, вашему ребенку пойдет на
пользу еще один год, проведенный в детском саду.
Рекомендации Детского Центра (Сан-Франциско, Калифорния). |