Восприятие мира
Чем
же мы – дети и взрослые – отличаемся? Самым юным землянам присуще
открытое восприятие мира. Они живут здесь и сейчас, в постоянной
радости, некритично принимают любую информацию, приходящую извне. Они
окрылены своими открытиями и спешат совершать все новые и новые. Мир
манит их разнообразием звуков, форм, красок, вкусов. Хочется
все-все-все попробовать, подержать в руках, бросить, разбить, понюхать,
облизать, не задумываясь над последствиями. Если объект исследований
оказывается "бякой", то нужно максимально ярко выразить свое
негодование и разочарование по этому поводу, а потом переключиться на
исследование чего-то новенького. Словно в компьютерной игре, где
заброшенный из другого мира ангел с неограниченным количеством жизней
должен как можно лучше познать новое место обитания, не зажимаясь в
лексиконе и проявляя свою изобретательность. Еще очень давно, кто-то из
мудрецов очень точно сравнил детство с вечным летним полднем. Вывод.
Хотите быть ближе к ребенку? Научитесь радоваться, улыбаться не
дежурным улыбкам по Карнеги, а от всей души. Если шутка уже обросла
бородой или новость "так себе", не кривите душой и говорите правду, но
деликатно.
Каналы восприятия информации
Каналы
восприятия информации у взрослых и детей также отличны. В этом смысле
заставить взрослый мозг работать, как у ребенка – то же самое, что
попросить собственные ноги заново научиться ходить. Имеем, что имеем. И
все же, если делать поправку на более доступные ребенку каналы
информации, можно стать друг другу значительно ближе. Итак, запомните,
что:
- первым сенсорным "приемником" у детей является слух - больше говорите, пойте, слушайте музыку; -
левое полушарие мозга отвечает за речевые умения, и, как правило,
быстрее развивается у маленьких девочек. Правое – за музыкальные
способности, зрительную память и ориентацию в пространстве и,
соответственно, более активно у мальчиков. К восьми годам активность
полушарий у малышей обоих полов сравнивается; - отдел мозга,
отвечающий за визуальную память, также "работает" над анализом
сенсорных впечатлений. Давайте крохе больше возможностей вступать в
контакт с новыми для него предметами.
Рисование
Детки свободно играют с реальностью, а их реальность – это фантазия. Взгляните на детские рисунки,
а еще лучше на то, КАК дети рисуют, - и вы увидите рождение шедевра.
Покрывая лист каляками – маляками, малыши изобразительными средствами
рассказывают историю предмета. Например, сначала на бумаге появилась
точка, потом пятно, из него подобно языкам пламени стали вырываться
линии и параболы, которые затем плотным красочным слоем перекрыли друг
друга. "Что ты нарисовал?"" - спрашивает мама. "Бутон и цветок" -
отвечает карапуз. Все правильно, все точно! Конечно, формы не такие,
как в учебнике ботаники, они воздушны и незримы, но, по сути, верны.
Это подход не рисовальщика, а художника. Вывод. Чтобы
стать ближе к ребенку, в любой картине или рисунке постарайтесь увидеть
не отпечаток последнего момента существования этого мира, но всю его
историю – так делают дети.
О прекрасном
Дети
подсознательно ищут во всем райскую красоту, но ее стандарты определяют
не в сантиметрах и стандартных пропорциях, а в исходящем от нее свете
добра, проникающего вглубь души. Для ребенка красивы и Белоснежка, и
Шрек. Сочувствие, сопереживание, содействие – эти, вроде бы отвлеченные
от искусствоведческих терминов понятия, как нельзя лучше помогают
расширить детские предоставления о красивом. Вывод.
Любите прекрасное, но не навязывайте свои представления малышу.
Старайтесь дать ему шанс самому найти и описать то, что так его
пленяет. Задавайте открытые вопросы, например, "Что тебе нравится на
этой картине, в этом городе?", – и узнаете много нового.
Небытие, какое оно?
Рано
или поздно, в возрасте 2-3 лет и старше, тема смерти сама собой
заинтересует ребенка. И здесь родителям важно проявить максимум
честности, внимания и такта. Не стоит полностью игнорировать вопрос,
отговариваться фразами вроде "умер – значит, уснул" или сочинять крохе
небылицы о том, чем заканчивается наш земной путь. Опасен не сам обман,
а то, куда он заведет фантазию ребенка. Некоторые юные философы в
условиях отсутствия информации способны довести себя до крайней степени
тревожности или начать небезопасные эксперименты над собой и другими
живыми существами. Парадокс, но именно чувство самосохранения толкает
ребенка самостоятельно искать способы защиты. Вывод.
Предупредите сомнения и страхи в разъяснительной беседе, при этом
опирайтесь на особенности характера и темперамента отпрыска. Смелому
ребенку не сочиняйте сказки, а рассказывайте, пусть и без хеппи-энда в
финале, робкому, наоборот, не выкладывайте всю правду-матку или
придумайте для сказки счастливый конец. Приводите простые примеры,
например, рассмотрите на улице, цветущую и поломанную ветки, обсудите
разницу, поговорите о том, что происходит с болеющим или умершим
человеком. Объясните, как происходит погребение, как переживают смерть
близкие люди. Душа, Бог, ангелы – все это также доступно детскому
конкретному пониманию вещей. Отдельно остановитесь на том, что у
каждого человека есть достаточно времени, чтобы прожить свою жизнь от
начала до конца и сделать много добра, но рисковать собой по глупостям,
например, выбегать на проезжую часть, совать пальцы в розетку, убегать
от родителей на оживленной улице, совсем неразумно. И обязательно
напомните ребенку, как вести себя в опасных ситуациях.
|