| RSS

 

Главная
Меню сайта

Наш опрос
Как вы считаете, необходимо ли ребенку посещение детского сада?

Всего ответов: 1557

Главная » Статьи » Детская психология

Зачем малышу игрушки?

Трудно себе представить малыша, у которого нет игрушек. Наличие игрушек у ребенка является настолько естественным, что вряд ли вы когда-нибудь всерьез задумывались над тем, а зачем, собственно, ребенку игрушки? Почему игрушка является обязательным и незаменимым спутником человека на протяжении первых нескольких лет его жизни?

Чтобы ответить на этот вопрос, сделаем небольшой «экскурс» в детскую психологию.

Действую – значит, мыслю

Совсем крошечный малыш – существо «практическое». Он ещё пока как бы не имеет прошлого и будущего, т.е. живет лишь настоящим моментом. И воспринимает лишь то, что видит, слышит и чувствует именно сейчас.
Следовательно, ребенок познает мир с помощью предметов и звуков, которые его окружают.
Этот период – «эпоха» наглядно-действенного мышления.

Здесь царствуют даже не игрушки как таковые, а предметы, с помощью которых малыш может «прочувствовать» вес, запах, вкус, размер и форму.
Конечно, на данном этапе развития крохи его вполне устроят даже и обычные предметы быта. Да и игрой его действия назвать пока сложно – это лишь манипулирование: малыш как бы учится всё более и более сложным действиям.
Однако чем более разнообразно будет его «окружение», тем больший чувственный опыт он получит. А ведь именно этот опыт является основой для возникновения нового типа мышления – наглядно-образного.

Эй… а я тебя узнал!

Примерно к полутора годам малыш, совершив огромное количество разнообразных действий, становится способен мыслить и действовать с помощью не самих предметов, а их образов.
Он узнает изображение знакомых предметов, и порой смешит взрослых, пытаясь отобрать у нарисованного мальчика мячик или дуя на изображение чайника. Обратите внимание: если бы у малыша не было опыта «игры» с мячом и ему не приходилось бы видеть настоящий чайник, то эти изображения были бы для него лишь яркими цветовыми пятнами.
Поэтому ещё раз подчеркнем значение ранних впечатлений для дальнейшего развития мышления крохи: чем разнообразней будет окружающий малыша предметный мир, тем больше будет возможностей для его дальнейшего развития.

Страна Вообразилия

В период развития наглядно-образного мышления ребенку нужно «общаться» с книгами, картинками, конструкторами, образными игрушками. Однако, выбирая игрушки для малыша, помните, что уже сейчас очень важно давать пищу для детской фантазии – именно она является «королевой» на следующей ступеньке развития мышления ребенка.
И именно ради развития воображения малыша помимо различных образных игрушек (животных, посудки, мебели, машинок и всего остального, «точь-в-точь как настоящего») обязательно предлагайте ребенку простые незамысловатые предметы, которые могут играть самые разные «роли»: кубик отлично подойдет в качестве кусочка мыла, палочка может быть ложкой, градусником или лошадкой… Игра именно тогда становится игрой в полном смысле этого слова, когда малыш начинает легко замещать реальные предметы лишь отдаленно похожими на них.
А о важности самой игры говорить можно сколько угодно. Именно она является тем «образом жизни» ребенка, который позволяет ему «примерить» на себя будущую активную взрослую жизнь, познать мир во всем его многообразии, попробовать себя в самых разных ролях.
Не зря же мудрая природа «заставляет» играть не только детей, но и детенышей всех высокоорганизованных животных. Причем, чем сложнее и разнообразнее предстоящая жизнь существа, тем дольше и активнее оно играет на первых ступеньках развития.


Но вернемся к игрушкам. Без них не обходится практически ни одна детская игра. Игрушки помогают малышу моделировать окружающий мир: только к концу дошкольного детства ребенок может играть с несуществующей подружкой – в более юном возрасте он обязательно обозначит персонажа своих игр реальным предметом – игрушкой. Чтобы почувствовать себя доктором, обязательно нужно запастись «аксессуарами», чтобы отправиться в плавание , понадобится штурвал и бинокль… И пусть это будут лишь палочки, трубочки и кубики – они как бы дают малышу «опору» в действиях.
И лишь постепенно, с этой опорой, ребенок переходит к способности мыслить «словами», выявлять закономерности и связи, лишь рассуждая, а не действуя.
Этот тип мышления – словесно-логический – характерен для детей после 7 лет. В дошкольном возрасте он лишь получает фундамент для своего развития.

Итак, развитие малыша идет по определенным законам и имеет свою четкую последовательность. И главными помощниками в пути по ступенькам развития карапуза являются игрушки…
И, конечно, взрослые люди. Но это уже совсем другая история…



Семенихина Ирина Степановна,
педагог-психолог Центра семьи и детства «Растем вместе»

Категория: Детская психология | (08.05.2010)
Просмотров: 806 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

 

Поиск

Друзья сайта
  • Колыбельные
  • Сказки
  • Отмечаем День рожденья
  • Аудиосказки


  • Статистика


    еКузбасс.ру Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    счетчик посетителей сайта

    Copyright Webmaster42 © 2024
    Сайт управляется системой uCoz