| RSS

 

Главная
Меню сайта

Наш опрос
Как вы считаете, необходимо ли ребенку посещение детского сада?

Всего ответов: 1557

Главная » Статьи » Детская психология

«Несадовский» ребенок

Фото: http://ladycity.ruВзрослым, постоянно озабоченным своими серьезными проблемами, мир детства кажется безоблачным и беззаботным. Они даже придумали красивую метафору - Золотое Детство. Самих детей, как всегда, об этом не спросили. Мнением детей вообще не принято интересоваться - они еще слишком малы и не понимают, что для них хорошо, а что плохо.

Представьте, что вся ваша жизнь находится во власти всесильных мудрецов - противиться их воле бесполезно. Оказавшись в таком положении, вы едва ли сочтете, что переживаете золотую пору. Вы скорее станете бессознательно, почти без надежды на успех сопротивляться давлению и отстаивать свое право на собственные желания, предпочтения и интересы. Не в силах победить в неравной борьбе, вы будете огорчены, подавлены, можете даже заболеть. Такова уж человеческая природа. И она проявляется в любом возрасте, даже в детстве. Не приходится удивляться, что дети, когда не могут смириться с навязанным им стилем жизни, реагируют на это пассивным, но упорным сопротивлением.

Пожалуй, самая серьезная проблема, которая приводит в действие этот оборонительный механизм, - помещение ребенка в детский сад. Парадокс состоит в том, что, поступая таким образом, взрослые оказываются по большому счету правы. Общение с родителями - необходимое, но недостаточное условие полноценного развития личности ребенка. Не менее важно общение со сверстниками, совместное решение жизненных задач без опоры на родительскую помощь. Современный городской ребенок в условиях домашнего воспитания такого общения практически лишен. В результате он рискует на долгие годы сохранить инфантильную сосредоточенность на собственной персоне, неумение сотрудничать и ладить с людьми. Детский сад в этом отношении играет положительную роль, формируя у ребенка многие жизненно необходимые навыки. Если дома ребенка окружает безграничная любовь, то в детском саду к нему относятся трезво и спокойно. И это нормально: человеку необходимо чувствовать не только мамино восхищение каждым его словом и жестом, но и разумную требовательность, объективную оценку его успехов и промахов. Не будем забывать и о таких прозаичных, но важных вещах, как рациональный режим дня, сбалансированное питание, дисциплина - дома с этим зачастую дело обстоит неважно.

Однако даже при самом благоприятном стечении обстоятельств перемена в образе жизни при поступлении в сад связана для ребенка с объективными трудностями. Дома он чувствует себя во всех отношениях более комфортно, поскольку условия жизни так или иначе приспосабливаются к его индивидуальным нуждам. В детском саду, наоборот, надо самому приспосабливаться к новым условиям, правилам и требованиям, да к тому же приходится распрощаться со своим привилегированным домашним положением и влиться в среду сверстников. Даже самый гуманный воспитатель, работающий с небольшой группой детей, не может уделить ребенку такое же внимание, как мама. Это неизбежно воспринимается как большая потеря, как дефицит внимания и заботы.

Неудивительно, что такая серьезная перемена очень редко проходит гладко и безболезненно. В большинстве случаев адаптация к новым условиям бывает связана со многими переживаниями и проблемами. Для некоторых детей эти проблемы довольно быстро сглаживаются. Но немало и таких, кто адаптируется долго и тяжело. Бывает, что за все годы пребывания в детском саду ребенок так и не привыкает к своему «второму дому». Для таких детей даже придуман особый эпитет - «несадовские». Имеется в виду, что детский сад такому ребенку абсолютно противопоказан, ибо приспособиться к нему малыш не в состоянии. Большинство родителей сталкиваются с тем, что изменение условий жизни ребенок воспринимает болезненно, причем отрицательные переживания не исчезают, как хотелось бы, через несколько дней, а сохраняются довольно долго - недели и месяцы. Помимо этого многие дети, поступив в сад, часто болеют, тем самым сводя на нет все ожидаемые эффекты общественного воспитания. Родители начинают терзаться сомнениями и колебаниями. Правильно ли они поступили, отдав ребенка в сад? Не вредно ли это для его здоровья и развития? И вообще - не является ли их чадо тем самым «несадовским» ребенком, которого, несмотря на все возможные трудности, лучше из сада забрать и воспитывать дома?

На все эти вопросы, касающиеся конкретного ребенка, может дать точный ответ только специалист, ознакомившийся со всеми его индивидуальными особенностями. Если родители испытывают серьезную озабоченность, то им надо обратиться за консультацией к детскому психологу. Но предварительно следует сориентироваться в тех общих рекомендациях, которые дают психологи в большинстве подобных случаев. Не исключено, что тогда какие-то вопросы отпадут сами собой, а решение конкретных проблем обозначится более четко.

Дело в том, что настоящих «несадовских» ребят, к счастью, не так уж много. В основном это дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями и вынужденные жить под медицинским наблюдением. Им необходим индивидуальный режим, диета и другие особые условия, которые в детском саду обеспечить невозможно. В принципе, все остальные дети, несмотря на бесконечное разнообразие их индивидуальных особенностей, вполне «садовские». И нервным, и ослабленным, и агрессивным, и чувствительным детский сад не противопоказан. Более того - отклонения в поведении лишь усиливают необходимость в детском обществе и внимании педагогов-профессионалов.

Но как же отнестись к тому объективному факту, что в саду ребенок часто болеет? Ведь даже признанный авторитет доктор Бенджамин Спок отмечает: «Нужно признаться, что в детском саду дети чаще простужаются, чем дома». И тому есть очевидные причины. Всякое изменение условий жизни, требующее адаптации, представляет собою сильный стресс для организма. Стресс, в частности, проявляется в том, что ребенок слабеет, у него снижается сопротивляемость к заболеваниям. Кроме того, в детском коллективе значительно выше вероятность инфицирования ребенка, чем дома. Любой здоровый малыш может быть носителем микроорганизмов, на которые он сам не реагирует, так как они для него «свои», а для другого они могут послужить причиной заболевания. А мамы порой думают, что ребенка в саду «простудили».
Однако сам доктор Спок убежден: «Это не причина, чтобы не пускать ребенка в детский сад. Крепкий, здоровый ребенок не пострадает от нескольких лишних простуд».

Самое важное, что следует при этом иметь в виду: причина постоянных простуд и хронических ОРЗ чаще вовсе не медицинская, а психологическая. Один из известных механизмов психологической защиты так и называется - бегство в болезнь. Не надо думать, что ребенок простужается нарочно, мечтая остаться дома. Это стремление он испытывает неявно, неосознанно, не отдавая себе в нем отчета. И организм подчиняется этой скрытой тенденции: начинает демонстрировать удивительную ослабленность, с легкостью подпадает под любое отрицательное влияние, отказывается противостоять простуде. Любые меры по закаливанию и укреплению организма, безусловно, оправданны и целесообразны. Но не меньшее значение имеют родительские усилия по восстановлению душевной гармонии ребенка. Нередко, добившись эмоционального равновесия, удается преодолеть и склонность к болезням.

Какие шаги могут предпринять родители с этой целью? Прежде всего необходима уверенность, что не только ваш ребенок «подходит» детскому саду, но и конкретный сад подходит вашему ребенку. Ведь не секрет, что садик садику рознь. Родители должны убедиться: атмосфера выбранного ими учреждения достаточно благоприятна и комфортна. Немаловажно, какое впечатление производят на родителей воспитатели. Если воспитатель вам несимпатичен, это еще не значит, что он плохой профессионал и скверный человек. Но это повод задуматься. Потому что такая эмоциональная оценка скорее всего свидетельствует о серьезном расхождении во взглядах, целях, ценностях, самом стиле поведения воспитателя и родителей. И это рассогласование ребенок может воспринимать обостренно, мучительно подстраиваясь то к одному, то к другому стилю.

Надо присмотреться и к поведению детей. Если дети в саду «стоят на голове», то скорее всего там царит анархическая вольница и воспитатели, погруженные в собственные проблемы, не уделяют детям должного внимания. Но ничуть не лучше, если дети «ходят по струнке», пугливо оглядываясь на воспитателя. Ни в джунглях, ни в казарме малыш не сможет чувствовать себя комфортно. Если атмосфера данного учреждения вас не устраивает, всерьез задумайтесь о переводе ребенка в другой сад. Но этот шаг может быть приемлем однажды или дважды. Если же в поисках лучшего места вы превратите жизнь ребенка в постоянное кочевье, то тем самым лишите ее стабильности и ввергнете его в бесконечный стресс.
Но даже самый лучший детский сад может служить дополнением к семье, но никак не заменять ее. Ребенку там многое дано, но многого и недостает. Родители нередко замечают, что, возвратившись из детского сада, малыш буквально вцепляется в мать, не отходит от нее ни на шаг, пытаясь восполнить накопившийся дефицит близкого общения. Накормленный и ухоженный вдали от дома, он тем не менее «изголодался», и это голод особого рода, который очень трудно утолить. Родителям надо позаботиться, чтобы испытываемый ребенком дефицит не был слишком острым. Если есть возможность, не надо оставлять малыша в саду надолго. А дома надо сторицей восполнять то, чего ребенок был лишен в отсутствие родителей.

Не надо переоценивать негативные переживания ребенка. Замечено, что даже те дети, которые с рыданиями умоляют мать не оставлять их в саду, через несколько минут после ее ухода успокаиваются и включаются в игры с товарищами. Если же ребенок чувствует, что своими протестами ему удалось посеять в сердце матери сомнения или даже ощущение вины, то он с удвоенным упорством примется воздействовать на нее всеми доступными средствами. Родителям можно поделить обязанности таким образом, чтобы на первых порах ребенка в сад отводил отец: отцы вообще более трезво относятся к эмоциональным реакциям детей.

Может случиться и так, что, несмотря на все усилия, не удается преодолеть отторжение ребенком детского сада. Если совершенно очевидно, что ребенку в саду плохо и издержки общественного воспитания в данном случае перевешивают все преимущества, все равно не торопитесь вешать на малыша ярлык безнадежно домашнего. Вероятно, просто не удалось создать ему те условия, которые обеспечили бы нормальную жизнь в детском коллективе. За конкретным советом - как выйти из этой ситуации лучше обратиться к специалисту-психологу. Ну а если не помогают никакие советы, остается только попробовать в домашних условиях обеспечить ребенку те преимущества, которые дает детский сад. При этом родителям приходится в какой-то мере поступиться своими интересами. Детский сад помогает решать одни проблемы, но часто порождает другие. Надо просто решить, какие для вас важнее.
Категория: Детская психология | (23.03.2009)
Просмотров: 816 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

 

Поиск

Друзья сайта
  • Колыбельные
  • Сказки
  • Отмечаем День рожденья
  • Аудиосказки


  • Статистика


    еКузбасс.ру Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    счетчик посетителей сайта

    Copyright Webmaster42 © 2024
    Сайт управляется системой uCoz