"Том,
пора ложиться спать!" - "НЕЕЕТ!!!!" - кричит Том, 2 года, и мчится к
своим игрушкам. Мать идет за ним и уговаривает: "Пора спать, малыш. Ну
пойдем...".
Мать наклоняется, чтобы взять Тома на руки. Тем
временем Том визжит: "Нет, нет, нет!!!", затем он начинает пинаться и
брыкаться, чтобы высвободиться. Наконец, ему это удается.
"А
ну прекрати! Немедленно МАРШ В ПОСТЕЛЬ!" - кричит мать, чтобы у Тома не
осталось сомнений по поводу её решительности. Том рыдает, пока его
мать, измученная конфликтом, раздевает его и ведет купаться.
Эмоциональное и физическое сопротивление продолжается и в ванной, и во
время надевания пижамы, и во время чистки зубов, и, наконец,
заканчивается, когда его укладывают и целуют на ночь.
Уставшая,
мать Тома бредет в гостиную, и тут слышит: "Маааам, я хочу пить! Мааам,
хочу пи-пи!". Ей ничего не остается, как принести сыну воды и сводить
его в туалет. Затем, уложив сына снова, мать говорит: "И чтобы я тебя
больше не слышала! Спокойной ночи!", затем выходит, хлопнув дверью - а
ребенок обижается и начинает плакать.
Вот весьма
распространенная ситуация с укладыванием малыша. Обычно мы
рассматриваем такую ситуацию со стороны родителей. А теперь давайте
посмотрим на ситуацию с точки зрения ребенка - и постараемся понять,
что было не так.
Представьте, что вы читаете очень интересную
книгу, и тут муж (или жена) говорит вам: "Пора спать!". Вы отвечаете
"Сейчас, вот только дочитаю..." - но никто вас даже слушать не хочет.
Вас насильно ведут в спальню, раздевают, отправляют принимать душ,
укладывают спать. Что вы почувствуете? Что вас не уважают, оскорбляют,
контролируют?
Тут многие скажут: "Да, но в два года все совсем
не так - это же ребенок, он всего этого не понимает, да и вообще, я же
родитель, он должен меня слушаться!"
Да, ребенок - еще не
взрослый. Но он - ЧЕЛОВЕК, у него есть чувства. Во время взросления
ребенку требуется хотя бы какая-то независимость, а также чтобы его
выбор принимали и уважали. Это - начало становления личности, ребенок
учится отделяться от родителей и узнает, на что он способен
самостоятельно.
Зачастую сам факт укладывания спать – не
главная причина плохого поведения, например, если ребенок и так уже
устал. Но когда он слышит командный тон, то инстинктивно начинает ему
сопротивляться. Подумайте: взрослые очень часто поступают точно так же.
В приведенном примере Том чувствует, что его не поняли, и пытается
бороться. А поскольку мама все равно сильнее, он чувствует, будто его
не любят и отталкивают, что приводит к обиде и расстройству.
Часто
родители к концу дня чувствуют себя настолько уставшими, что стараются
уложить детей как можно быстрее, чтобы, наконец, отдохнуть. Однако
ребенку может показаться, что от него пытаются избавиться. В нашем
примере Том пытается добиться маминого внимания, попросив попить и
сходить в туалет, но это только ухудшает ситуацию.
Итак, что нужно помнить родителям в подобных ситуациях? Во-первых,
по возможности выстройте свой день так, чтобы уделить ребенку
достаточно времени и понимания во время укладывания спать. Также
желательно, чтобы оба родителя присутствовали при укладывании.
Начните
готовить ребенка ко сну за 40-45 минут до часа укладывания: таким
образом, он постепенно успокоится и утихомирится, а вам не придется
торопиться. Проследите, чтобы вечером не проводились шумные, активные
игры - это раззадорит ребенка и уложить его будет непросто.
Предупредите
ребенка, что скоро нужно будет ложиться спать - пусть ребенок будет
морально к этому подготовлен и попробует закончить игру к этому
времени.
Замените приказы вопросами. Предлагайте ребенку
выбор - это уменьшит ощущение контроля. Например, "Ты хочешь, чтобы я
тебя искупал(а) или папа (мама)?" или "В какой пижаме ты хочешь спать?"
или "Кого возьмешь в кровать - медвежонка или зайчонка?"
Придумайте
какой-нибудь ритуал перед сном: например, чтение сказки, поцелуй на
ночь или пение колыбельной. Постоянство здесь очень важно, особенно в
возрасте от 12 месяцев до 2 лет. Всегда соблюдайте один и тот же
порядок - это поможет ребенку обрести чувство защищенности и
спокойствия.
Создайте атмосферу близости и понимания. Если
ребенок хочет вам что-то рассказать, внимательно выслушайте. Похвалите
ребенка за что-нибудь, скажите, как вы его любите, вспомните вместе
что-нибудь приятное. И всего ОДИН раз мягко скажите ему, что, если он
выйдет из своей комнаты без какой-либо причины или начнет шуметь, то
ему все равно придется успокоиться и лечь спать.
После того,
как вы сказали друг другу "спокойной ночи", больше не разговаривайте с
ребенком. Дети больше воспринимают действия, чем слова, поэтому, если
вы продолжите разговаривать, то ребенок воспримет это как разрешение
тоже разговаривать и вредничать.
Если вы только начали
приучать ребенка ложиться спать, то имейте в виду, что он, возможно,
несколько раз попробует все равно выйти из комнаты или начать играть -
в этом случае просто спокойно уложите его снова. Это может повториться
не один раз - дети как бы проверяют серьезность родителей. Но со
временем ребенок поймет, что если его уложили - значит, нужно спать.
Постепенно
укладывание станет для вас своеобразным способом совместного
времяпрепровождения. Ребенок должен чувствовать себя включенным в
процесс принятия решений, осознавать, что укладывание спать - это не
только купание и сон, но и приятное время, проведенное с родителями. А
устанавливая определенные рамки, вы косвенно привьете ребенку уважение
к вам и вашим решениям, помогая при этом развить уверенность ребенка в
себе.
Из статьи Кэтри Кволз (руководителя международного
общества International Network for Children and Families) и Хелен Холл
(педиатра, детского психолога).