ТРУДНЫЕ ПОДРОСТКИ
В современных условиях трудными подростками называют
тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию.
Поэтому часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.
Трудные ведут себя с
напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании
учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет
сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие
подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще
всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток
“уходит” из школы, он сближается с другими “отверженными”.
Грубость, цинизм,
бесшабашность трудных зачастую являются маскировкой чувства собственной
неполноценности, ущемлен-ности, детскости.
Одна из самых
характерных особенностей трудных детей — психическая незрелость,
отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение
соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического
мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором,
принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски,
импульсивно.
Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость.
Девочки склонны к
позерству, не терпят равнодушия к себе, театральны. На самые мелкие
обиды могут реагировать рыданиями, рвотой, онемением рук. Часто они
жестоки и холодны в душе, но этого не показывают, их привязанности
поверхностны.
Одной из причин
возникновения такого поведения могут быть психические заболевания и
пограничные состояния. Этому способствуют перенесенные нейроинфекции,
травмы головы, частые и тяжелые заболевания, ослабляющие организм. Сюда
же можно включить алкогольную интоксикацию плода, которая может
сказаться именно в переходном возрасте.
В большинстве случаев
медицинское обследование трудных детей замечает эти отклонения, а также
начинающиеся хронические психические заболевания. Грани нормы и
патологии не всегда легко различимы в подростковом возрасте. Поэтому
даже опытному врачу приходится иногда несколько раз встречаться с подростком, прежде чем решить, имеет ли он дело с особенностями характера или с психическим заболеванием.
Тем более не могут
разобраться в этом сложном переплетении сами родители. Не гадайте, не
ждите годами. Приходите к психоневрологу!
Очевидно, что в
большинстве случаев диагноз ставится отрицательный. Значит, отклонения
появились под влиянием семьи и окружающей микросреды, то есть
недостаточном учете со стороны взрослых возрастных особенностей
развития ребенка. Они не всегда справедливо оценивают возросшие
способности и потребности ребенка и продолжают осуществлять устоявшиеся
меры воздействия.
Неблагоприятный климат в семье часто является причиной отклонений в поведении (см. “Положение подростка в семье и отношения с родителями”, “Типы конфликтов и способы их преодоления”). Особо
негативную роль играет отсутствие единства требований со стороны
родителей и учителей. Ребенок не желает выполнять их требования, тем
более что они бывают иногда полярными (см. “Конфликты с учителями”).
Также
причиной “отверженности” может служить хроническая неуспеваемость. Это
порождает отвращение к учебе, стремление самоутвердиться другим
способом. Ребята не способны устоять перед дурными примерами и в
асоциальных компаниях легко адаптируются. Начинают курить, выпивать, употребляют наркотики, охотно включаются в авантюры.
Что же делать родителям?
• Не
злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины
такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный
подход.
• Усильте
познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды
деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.
• Разговаривайте,
объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального
поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество
подростка, в досуг.
• Замечайте даже
незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное
поведение проявляется эпизодически, ситуативно.
• Позже отклонения
происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но
сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.
• Необходимо найти
сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их
использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо
верить — это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка
испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к
самосовершенствованию. Говорите с ребенком тактично, избегайте резких
выражений. |